Павел Ходаков
Music.Ru убыточен
— Благодарю, что согласились ответить на наши вопросы. Расскажите, пожалуйста, как начинался сайт, который сегодня знает каждый - Music.Ru? Кто те хорошие люди, которые подали такую идею и оказали поддержку (в том числе и финансовую) на первом этапе?
— Music.Ru возник в ноябре 1996 года. На тот момент в сети ресурсов, посвященных русской музыке, было по пальцам пересчитать. Именно Music.Ru я начал заниматься, так как именно в этой точке совпали два моих увлечения по жизни - музыка и Интернет. Наверное, если бы я больше любил ездить на автомобилях, я был бы сейчас web-мастером auto.ru, а так... результат вам известен.
Мне казалось крайне полезным создание единого каталога, того что имеет отношение к русской музыке. Ближайший аналог на Западе - All Music Guide. С тех пор, как эта база стала доступна через Интернет, решения о том, что стоит слушать или покупать, я принимаю, опираясь именно на их данные. Впрочем, на первом месте остаются, конечно, рекомендации знакомых, чьи вкусы совпадают с моими.
На тот момент мой знакомый, Сергей Рыжков, являясь директором компании Cronyx Plus, экспериментировал с RealAudio. Предполагалось внедрять "потоковые" технологии передачи звука для радиовещания через Интернет. Собственно, как поддержка этого направления и был создан Music.Ru.
— С тех пор прошло два года. Какие качественные изменения произошли за это время в музыкальном Рунете, на ваш экспертный взгляд?
— Общие для всего Рунета: расширилась как аудитория, так и количество ресурсов. Это в полной мере относится и к музыкальным ресурсам. Ощутимо вырос процент людей, использующих для прослушивания качество оцифровки >28800. Появился, пусть пока и не большой, спрос на рекламу в Интернет именно музыкальных проектов.
— Насколько прибылен/убыточен Music.Ru?
— Убыточен. Примерно $1500-$3000/мес.
— Тогда такой вопрос: возможно ли сегодня создать в России коммерчески прибыльный сетевой музыкальный проект?
— Нет. Нельзя. И не только в России. Крупнейший в мире сетевой магазин Amazon.com, планирует выйти на самоокупаемость только к 2005 году. Исключение составляет случай получения инвестиций под большой стратегический проект.
— Как Вам кажется, какие перспективы ждут Music.Ru в ближайшем и отдалённом будущем?
— В ближайшем - хорошие, в отдаленном - сказочные. :-)
—Ну а если серьёзно, что в Вашем творческом портфеле на этот год?
— Music.Ru Database - единая ИСС по российским музыкантам, по типу AMG; Музык@ 2000 - конкурс молодых музыкантов; Попытки Торговли Треками через Интернет.
— Давайте оглянёмся вокруг. Каким вам видится лицо музыкальной части российского Интернета образца 1999-2000 года? Насколько на сегодня заполнена эта ниша?
— К тому моменту, когда те, кто действительно заинтересован и мог бы получить отдачу от создания представительств в Интернет (студии, музыканты, магазины), поняли это - в стране случился кризис. И в этом месте мы снова вернулись на два года назад: тогда - не понимали, что это нужно, теперь, правда, понимают, но денег на качественное продвижение в Сети нет.
— Только что проведён праздничный вечер в честь двухлетия сайта. Множество известных музыкантов выступили на нем с поздравлениями в ваш адрес. Но, к сожалению, такое внимание к сетевым проектам скорее исключение, чем правило. Насколько велика пропасть между интернетовским и реальным миром в области музыки?
— Это вовсе не пропасть. Все люди разные. К музыкантам это относится ровно в той же мере. Кто-то использует Интернет, кто-то не имеет компьютера.
— А стоит ли вообще эти миры сближать эти миры?
— 90 процентов того, что делает Music.Ru - это именно сближение Internet и шоу-бизнеса. Например, по случаю второй годовщины Music.Ru открыло Интернет-кафе в клубе Rhythm&Blues, пока единственном нашем музее рок-н-ролла.
— Вы могли бы назвать имена популярных российских музыкантов, звёзд, которые лично, дома или по работе, пользуются Интернетом?
— Звезд? А кто у нас "звезды"? Я не делю артистов на "звезд" и "не звезд". Для меня на первом месте чисто человеческие качества артистов. Популярность - дело восемнадцатое. Перечислить известных людей пользующихся Интернет? Зачем? Дело артиста скорее писать песни и исполнять музыку. По-моему, намного важнее, чтобы директора этих артистов следили за наличием достоверной и своевременной информации об их подопечных в Сети.
— Ещё раз спасибо вам, Павел, за превосходные, искренние ответы, и за всё, что вы делаете на оси Интернет-Музыка-Мир. Дальнейших вам свершений в этой области и удачи во всех инициативах! И, конечно, до новых пересечений на страницах "Нотоносца".