Вадим Казаченко

Я есть исполнитель эстрадных песен

Вадим, вы - одна из тех творческих личностей, чей имидж, образ на сцене обладает яркой индивидуальностью, но в то же время остаётся неизменным, или, по крайней мере, не претерпевает серьёзных изменений на протяжении длительного времени. Не планируете ли вы предпринять что-то в этом направлении?

Моя жизнь на эстраде началась тогда, когда меньше всего нужно было что-либо придумывать (имидж :-). Всё шло эдакой "отсебятиной", все исполнители были максимально "непридуманными". К этому я и привык. И, будучи консерватором по своим взглядам на свою деятельность, я никогда не хотел что-либо сильно изменять в той форме работы, которая сложилась у меня . Мне кажется , что даже если я буду делать что-то противоположное тому, чем занимался последние 10 лет, мой внешний вид - имидж - не очень-то и изменится. ;-)

Как известно, далеко не все известные исполнители имеют серьёзное музыкальное образование. А как складывались ваши отношения с музыкой в детстве, заканчивали ли вы какое-либо соответствующее учебное заведение? И каким было самое начало вашего творческого пути - этому послужило случайное стечение обстоятельств, или вы лично стремились к достижению этой цели и ваша музыкальная карьера стала логичным результатом приложенных усилий и целеустремлённости?

Увы, с музыкальным образованием беда - полное отсутствие оного! Серьезное музыкальное образование замещено большой практикой работы на танцах, свадьбах, вечерах отдыха, концертах начиная с того времени, когда меня пригласили участвовать в школьном ансамбле. С тех пор так и повелось: я сам никуда не просился, не предлагался. Все время кто-то куда-то меня приглашал. Так я и дожил до сегодняшнего дня - работа, работа и еще раз работа....

Широкая публика узнала и полюбила вас изначально в качестве солиста группы Фристайл. Каким образом пересеклись ваши пути с музыкантами этой группы, с чем связан уход в сольную деятельность и как в целом вы оцениваете этот этап своего творческого пути?

Музыканты этой группы, за редким исключением, жили в том же городе, где я родился и жил - в Полтаве. Мы были знакомы с 1978 года со многими из них, но тогда мы все занимались чем-то другим, а не профессиональным исполнением :-) и продажей песен! С 1982, после армии, я был здесь. Вплоть до 1988 года, когда это потеряло суть :-( и пока еще не обрело смысл вновь. С тех пор утекло много воды, и этап работы с Фристайлом уже далеко позади. Мне кажется, что и мне, и группе нужно быть корректно-вежливо-благодарными друг-другу: в конце 80-х и в начале 90-х мы вместе сделали то, чем интересовалась вся страна ;-). Кроме того, эстрадная музыка стала приносить кое-какие доходы . Дальше все просто - дело сделано, и тому, кто был и остаётся владельцем Фристайла, вовсе не нужны были те, кто мог иметь свои взгляды и своё мнение, а также заработную плату. Делить на одного проще, чем на двоих-троих. Всем лишним - до свидания! Меня "попросили", и с декабря 1991 мы с Фристайлом вновь, как и до мая 1989, живем и работаем отдельно.

Начало сольной карьеры - шаг очень ответственный, более того - рискованный. Но в вашем случае это решение было удачным. А как вы сами могли бы сравнить эти два этапа, какой был более важным, интересным?

Всё в жизни важно и интересно: и то, что было до Фристайла, и то, что будет со всеми нами в будущем :-) . В моем случае все было более прозаично и, может быть, более жестоко . Представьте себе , что вы "торговец" артистами, и в 1992 году прямо к вам в руки плывет "осколок" могучего Фристайла, способный петь на 3-4 концертах в день без остановки. Разве вы упустите такую возможность подзаработать? Разве вы дадите возможность этому работнику поразмыслить на досуге о том, чем и как заниматься дальше? Работа, работа, и еще сто раз работа... Туда меня и уговорил направиться бывший директор Центра досуга Союз В. Мальцев, к тому времени работавший концертным директором группы Фристайл. И в этом смысле продолжение работы в том виде, в котором оно произошло - вовсе не то, чего хотелось тогда . Хотелось удалиться куда-то, подумать, оглянуться, отдохнуть и ... "Хотели как лучше, а получилось - как ...." Вот и имеем теперь то, что имеем. Мои принципы работы совершенно не вписываются в современные рамки, либо в полное отсутствие оных вместе с какими-либо морально-этическими ограничениями - в той части работы артистов , которая касается саморекламы и тех вещей или событий, которые при этом использованы.

Я не люблю навязывать себя и свое мнение людям - это несовременно на эстраде; я не люблю раздувать и изобретать небылицы-скандалы - это несовременно на эстраде; я не сообщаю всем о свадьбах-разводах-диете-белье-обуви-пище и т.д. - это несовременно; я не люблю раскрывать рот под фонограмму даже во время съемок на ТВ - это несовременно; я не люблю петь совсем плохие песни, даже если они написаны КЕМ-ТО - это не ...; я не люблю, когда мужчины на сцене совсем не мужчины и тем более, когда они без штанов и вне себя - это несовременно. Я могу продолжать дальше, но это несовременно и похоже на брюзжание! Я рад всему новому, но для меня впереди имиджа идет все-таки хотя бы незамысловато-эстрадная смысловая нагрузка того, о чем певец-певица сообщает публике в своих песнях-текстах. Все время напоминаю, что речь идет об эстраде - не о ди-джеях, не о рок-музыке, не о танцевальной музыке и т.д. Быть может, поэтому мне бесполезно рассуждать на тему новых исполнителей, ведь за последние пару лет именно эстрадных исполнителей и не появлялось, а те, кто появлялся, к эстраде не имеют никакого отношения. Пожалуй, только группа Гости из будущего ближе к тому, что называется исполнением песен, а не упражнениями в области "модного звучания" и изобретательства имиджa. Чуть не забыл Руки вверх - вот вам и новый образец современного Фристайла! А так - жить и работать всегда было и, надеюсь, будет по-своему интересно!

Нашим читателям, несомненно, не менее интересно будет узнать и о Вашей творческой жизни сегодня - когда вкусы и потребности, да и окружающие условия меняются молниеносно, но музыкантам от этого становится лишь сложнее держаться на уровне. Происходят ли какие-то трансформации в Вашем "амплуа"?

Что значит - "на уровне"? Если "уровень" зависит от времени присутствия на ТВ, то это не имеет никакого отношения к самому уровню исполнителей. Нынешняя жизнь на эстраде большей частью состоит из поиска возможности иметь возможность делать свою работу! Как вам это нравится ? Если ты самостоятельный исполнитель, то ты должен заплатить авторам песен за право исполнять их; заплатить аранжировщику за возможность объяснить ему, чего ты хочешь от песни и надеяться, что он ответит на твои запросы; заплатить за студию, на которой ты будешь записывать эти песни; заплатить звукорежиссеру за возможность упрашивать его сделать еще один дубль второго куплета или припева и затем надеяться на его снисхождение к твоему материалу, на который ему глубоко наплевать и он даже не скрывает своего желания просто побыстрее от тебя отделаться. В лучшем случае он даже может чем-то помочь. Но как его убедить в этом ? Ведь песня - это твое откровение, а для него - это просто работа, за которую он получает не такие уж большие деньги - опять эти деньги!

Далее - ах, все записано! Можно отправляться на ТВ упрашивать дать тебе возможность за свои деньги показать твою новую песню, недавно на твои же средства записанную. Пару лет назад к ТВ присоединилось и радио. Теперь на радио существует "формат" и "ротация". Цена за эти услуги тоже существует. Вот, вкратце, далеко не все вехи на лучезарном пути современного эстрадного исполнителя, прежде чем он предстанет на сцене перед почтенной публикой. Если эта публика получит зарплату на своем предприятии и сочтет возможным для себя потратить свои деньги на вожделенного исполнителя. А зарплаты уж который год нету, а зачем платить за концерт, если через год опять будут выборы и по всей стране понесутся караваны бесплатных призывов: "Голосуй или ...", и на провинциальных стадионах и площадях совершенно "на шару" будут улыбаться все известные и неизвестные артисты. Главное - не песни, главное - увидеть. Увидели - зачем же тогда платить за концерт ? Подождем до следующих выборов или праздника города - кого-нибудь да привезут! Правда, мало кто отдает себе отчет в том, что все это не бесплатно, а за счет все той же невыплаченной зарплаты и пенсии. Просто артистов купить гораздо дешевле, чем выплатить причитающееся всей стране. Но людям нашим давно внушили, что водка - их самая большая радость и самая лучшая российская традиция. Водку покупают сами, а артистов им привезут. И жизнь продолжается!

И, поэтому, еще раз об уровне: не будем говорить сегодня о том, каким образом выкручиваются сегодня артисты и вся страна из этой ситуации. Скажу проще - НИКАК! Как живут? По-разному. В зависимости от морально-этических ограничений - см. выше. Все просто и печально: экономика страны не работает. И, на самом деле, так называемый "русский шоу-бизнес " тоже не может работать, когда не работает все остальное. Я не смогу сейчас рассказать всего о том, каким образом еще что-то происходит на эстраде, но поверьте - все это довольно грустно. А мое "амплуа" все то же - я есть исполнитель эстрадных песен. Как бы ни было это печально!

Несомненно, творчество - это не односторонний процесс, это то, что непременно требует отклика от людей, для которых трудится артист. А какими вы видите своих слушателей?

Очень традиционный вопрос и очень традиционный ответ: не знаю о других, но за последние 10 лет мы видели у себя на концертах почти всю страну. За исключением ненормальных и просто неинтересующихся, либо интересующихся чем-то другим. Мне, например, гораздо интереснее посмотреть очередной этап гонок Формула-1, чем смотреть какой-либо наш, советский, сборный концерт на Васильевском спуске, где артистам (и мне иногда) даже петь-то не позволяют - телевизионщикам лень заниматься звуком! Безумно скучно и даже порой просто противно от этого зрелища. Извините. Бедные зрители-слушатели!..

Вадим, где вы предпочитаете выступать и как относитесь к выступлениям в клубах?

Мне нравятся традиционные концертные залы, но выступления в клубах это то, без чего нынешнее поколение артистов (которое выбирает - что?) уже стало бы умирать от недоедания.

Было бы очень любопытно узнать мнение профессионала о сегодняшней ситуации в нашем музыкальном мире. Могли бы Вы кого-либо выделить из сегодняшних "звёзд" как в положительную, так и в отрицательную сторону?

Знаете, ввиду всего того, что изложено выше, ответить мне нелегко. Лично для меня вообще никогда не имело значения слово или понятие "звезда". Поэтому мы можем договориться о следующем : вы можете сами определить тот круг исполнителей по поводу которых вас может интересовать мое мнение (если оно существует :-), а я попытаюсь что-либо сказать по этому поводу ... А очередной этап Формулы в это воскресенье - в 20.45 на ТВ-Центр (или как они там называются :-).

А какую музыку Вы любите сами? Вы предпочитаете исполнителей того же направления, в котором работаете, или же Ваши вкусы шире?

Ещё недавно я бы сказал, что это зависит от настроения. Сейчас почти то же самое, за исключением того, что музыку я включаю в основном тогда, когда приходят гости, и темы для разговоров исчерпаны ;-). И вот тогда звучит негромкая музыка. А если едешь за рулем далеко-далеко (километров за 600-1200), то может звучать очень разная музыка. Это тоже может быть продолжением нашего разговора - например, рубрика "Репертуар дальнобойщика". В свое время я немало поездил на гастроли за рулем автомобиля. Один в машине. Ух! Увы, нынче мне неинтересно глядеть на программы MTV. Жаль, что их не было 15-20 лет назад. Лучше посмотреть и послушать фильм Леонида Парфенова, либо почитать в гастрольном автобусе вслух Пелевина - быстрее время бежит. Пробираясь сквозь Москву и гаишников, лучше включить не Русское радио, а Эхо Москвы. На Эхе хоть по-русски разговаривают.

— Вы - один из немногих наших творческих деятелей, у кого есть собственная страничка в Интернете, тем более сделанная собственными руками. Как давно Вы увлекаетесь компьютерами и почему решили заняться web-дизайном самостоятельно?

Спасибо за комплимент! Мой первый личный компьютер появился у меня всего лишь год назад, в 1998 году, хотя на протяжении трех лет до этого все наши концертные выступления происходили при помощи Macintosh'ика Powerbook 5300. Но он от меня был далек. Пару лет назад работы стало поменьше, а времени свободного - побольше. Это привело к тому, что теперь часть времени дома я провожу вместе со своим G3 (PowerMac), а Пелевина друзьям читаю с помощью Powerbook 1400. Вместе с Мак'ами появились и www+e-mail благодаря НЕбесплатной помощи Демоса. Ну, а в процессе путешествий выяснилось, что можно прилепить свою фотографию и назвать это своей страничкой :-). На этот раз всё удалось сделать относительно бесплатно: фотографию отсканировал и прилепил сам, а выложил это все на CHAT.RU. Special thanks to: Netscape Communicator, Eudora Pro, US Robotics, UMAX Astra 1200s, Vadim Kazatchenko :-)

В завершение нашей беседы мы хотели бы поблагодарить вас за оказанную честь и, если можно, несколько слов пожеланий читателям "Нотоносца".

Надеюсь, что был неутомителен и неназидателен. Желаю всем крепкого здоровья и удачи!

 

  • Анастасия Бастрыкина
  • 6.07.1999