Какая песня без плагина

Его мало кто видел, но слышал каждый. Да что там, мы слышим его ежедневно, по всем каналам, где звучат современные песни. Нет, он - не новомодный и широко раскрученный исполнитель. Он - его величество Плагин (ударение на второй слог), великий и ужасный повелитель сегодняшних музыкальных дум.

Первой, кто стала широко использовать Плагин, была заморская Шер. Именно c её песенки Believe началось триумфальное шествие Плагина по планете. Программный "довесок" к компьютерным редакторам звука, позволивший исполнять голосом исполнителя ноты и мелодии, которые он реально не пел - вот что такое этот Плагин (aнгл. plug-in). Композиторы и звукорежиссеры мгновенно "просекли" модную западную фишку, и понеслось.

И если наши предки пели "Какая песня без баяна", то нынешние звезды на полном серьезе скажут - "Какая песня без плагина?". Не наделенные от природы приличными вокальными данными, они уповают только на компьютер. Тот, конечно, не подводит. И каждый день появляется новый певец, певица или группа, заливающаяся в своих песнях виртуальными руладами. Надо взять высокую ноту, на которую не хватает силенок? Попроси звукорежиссера применить Плагин. Недотягиваешь ключевой интервал? Аналогично. Что и говорить, если уже появились мировые звезды, чье творчество целиком основывается на Плагине. Да, речь про Eiffel 65. Эти итальянские парнишки, вы когда-нибудь слышали в их песнях настоящий голос? Сплошная компьютерная обработка и гонка музыкально-технических вооружений.

Ну ладно с ними, с итальянцами, их можно оправдать космической стилистикой. Но наши-то в применении Плагина совсем потеряли всякую меру и вкус! Зачарованные полученным неземным звуком словно голосом сказочных сирен, наш звездный стар и млад упрямо пропускает через Плагин весь свой репертуар. И, видимо, думает, что это по-прежнему круто, стильно и нравится молодежи. Граждане звёзды, вы бы лучше Интернетом занялись, тоже модный компьютерный прибамбас, но насколько более интересный!

А, может, это просто лень. Спел в студии одну (одну!) ноту, и дальше всю мелодию песни смоделирует компьютер. Да еще и озвучит с такими завораживающими техно-переливаниями. Можно, кстати, и в студию не приезжать и ноту не петь. А взять образец голоса той же Шер (тот фрагмент, где он не "проплагинен") и "спеть" свою композицию им. Вот ведь что Плагин животворящий делает!

Никто, конечно, не призывает отказаться от применения компьютерной обработки голоса вообще. Это действительно и дешевая и сердитая технология, которая постоянно совершенствуется. А вот разум тех, кто пытается запродать нам свои песенки, кое-как просчитанные под Плагином, явно нуждается в модернизации. А то так и будет - раньше все увлекались плагиатом, а сегодня - Плагином. Как обобщил бы классик, в российском шоу-бизнесе две беды. И вы их знаете.

 

  • Алексей Чарыков
  • 21.05.2000